Образование

Кафедра медицинской реабилитации, спортивной медицины, физического воспитания с курсом медико-социальной экспертизы

Пайков Андрей Юрьевич

Заведующий кафедрой
кандидат медицинских наук

Певнева Марина Вадимовна

Начальник учебной части

 

Контакты

Адрес: 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29
Тел.: +7 (863) 250-41-32, +7 (863) 250-41-47
E-mail: sport.mp2020@mail.ru
E-mail СК «Медик»: sportclubrgmu@yandex.ru

Схема расположения кафедры

 

1 СФ, 3 МПФ, 3 ФФ, 2ЛПФ, 2 ВУЦ, Вопросы к лекции ППФК

1 СФ, 3 МПФ, 3 ФФ, 2ЛПФ, 2 ВУЦ, ЛЕКЦИЯ ППФП студентов медиков

1 СФ, 3 МПФ, 3 ФФ, 2ЛПФ, 2 ВУЦ, МУ к выполнению задания к лекции

1 СФ, 3 МПФ, 3 ФФ, 2ЛПФ, 2 ВУЦ Профессионально-прикладная физическая культура

1 ФОКП, 1 ПФ, Вопросы к лекции ЗОЖ

1-ФОКП-1-ПФ-основы-ЗОЖ

1 ФОКП, 1 ПФ, ЛЕКЦИЯ 1 КУРС Основы здорового образа жизни студентов

1 ФОКП, 1 ПФ, МУ к выполнению задания к лекции

ДЛЯ 2-3 КУРСОВ МПФ, ВУЦ, ФФ И 1 СФ, ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФП и СПОРТОМ

ДЛЯ 2-3 КУРСОВ МПФ, ВУЦ, ФФ И 1 СФ, ЛЕКЦИЯ № 3 Методика самостоятельных занятий и самоконтроля.

ДЛЯ 2-3 КУРСОВ МПФ, ВУЦ, ФФ И 1 СФ, МУ к выполнению задания к лекции

ДЛЯ 2-3 КУРСОВ МПФ, ВУЦ, ФФ И 1 СФ, Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями (2)

ДЛЯ 1 ПФ и 1 ФОКП, 1 ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

ДЛЯ 1 ПФ и 1 ФОКП, Вопросы к лекции Первая доврачебная помощь

ДЛЯ 1 ПФ и 1 ФОКП, МУ к выполнению задания к лекции

Лекция для 1 ПФ и 1 ФОКП, ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФВ

Для 2 ЛПФ, 3 ФФ, 1 СФ, 2 ВУЦ, 3 МПФ 2-3 курс ЛЕКЦИЯ 4 ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Для 2 ЛПФ, 3 ФФ, 1 СФ, 2 ВУЦ, 3 МПФ ВОПРОСЫ к лекции 4 ТРЕНАЖЕРЫ

Для 2 ЛПФ, 3 ФФ, 1 СФ, 2 ВУЦ, 3 МПФ ПРИМЕНЕНИЕ тренажеров в ФК

ДЛЯ 1 ПФ И 1 ФОКП, ВОПРОСЫ К ЛЕКЦ. СОЦ-БИОЛ. ОСНОВЫ ФК

ДЛЯ 1 ПФ И 1 ФОКП, Социально-биологические основы физической культуры

МАТЕРИАЛ ДЛЯ 1 ПФ И 1 ФОКП, ЛЕКЦИЯ 1 курс № 4 Социально-биологические основы физической культуры

1 ПФ И 1 ФОКП. Вопросы к лекции № 5 для 1 курса Психофизиологические основы учебного труда

1 ПФ И 1 ФОКП. Лекция № 5 Психофизиологические основы учебного труда

ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 5 2 КУРС ЛПФ, 2 ВУЦ, 3 МПФ И 3 ФФ, 1 СФ, Индивидуальный выбор вида спорта или системы физической подготовки

ЛЕКЦИЯ № 5 2 КУРС ЛПФ, 2 ВУЦ, 3 МПФ И 3 ФФ, 1 СФ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДА СПОРТА

 

Спорт и физическая культура играет неизмеримо важную роль в достижении поставленной нашим государством цели – воспитания гармонично развитого поколения. В этой связи хотелось бы еще раз отметить: в XXI веке бескомпромиссных состязаний победит только — то поколение и тот народ, который является физически крепким и духовно зрелым, интеллектуально богатым. Система физического воспитания в условиях вуза должна способствовать формированию личной физической культуры студента, выступая его интегральным качеством, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет разработан алгоритм привлечения учащихся, студентов, населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом в настоящих социально-экономических условиях. Важно определить, что необходимо сделать, чтобы выработать на различных этапах становления человека потребность заниматься физическими упражнениями и спортом всю жизнь. Естественно, что мотивация приобщения индивида к занятиям физическими упражнениями и спортом играет первостепенную роль. Ориентация студентов на творческое освоение программы по физической культуре требует упорядоченного воздействия на их интеллектуальную, эмоционально-волевую и мировоззренческую среду, так как современное представление о физической культуре личности связывается не только с развитием двигательных качеств, здоровьем, но и широтой и глубиной знаний человека, его мотивацией и мировоззрением в сфере физкультурно-спортивной деятельности. Согласно приказа №337 от 20.08.2001г. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицине и ЛФК» МЗ РФ, приказа №1025 от 01.12.99г. «Об организации физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» МО РФ, приказов №2715/227/166/19 от 16.07.2002 «О совершенствовании процесса физического развития в образовательных учреждениях РФ», приказа №61 Зн МЗ и CP РФ от 9 августа 2010г. студенты для реализации учебно-тренировочного раздела программы по дисциплине «Физическая культура» от 26.07.2000г. направляются врачом по спортивной медицине на основании медицинского освидетельствования в определенные медицинские группы. Студенты основной медицинской группы практический раздел программы реализуют в основном учебном отделении и спортивных секциях, подготовительной медицинской группы в подготовительном отделении, а специальной медицинской группы в специальном или лечебном учебном отделении в зависимости от состояния здоровья, от физического состояния организма, физического развития. В специальное учебное отделение (СУО) направляются студенты с низким физическим развитием, имеющие функциональные отклонения в результате приобретенного заболевания. В лечебное учебное отделение (ЛУО) в группы ЛФК направляются студенты со значительными отклонениями в состоянии здоровья, которые временно или длительно должны быть освобождены от практических занятий по физвоспитанию. В Ростовском медицинском университете (РостГМУ) на кафедре ФК, ЛФК и СМ разработана единая учебная программа с рейтинговой системой для всех отделений, в том числе и для лечебного отделения. Рейтинговая система предусматривает единые требования и дает возможность объективно аттестовать всех, без исключения, студентов независимо от формы проведения занятий и состояния здоровья. В РостГМУ накоплен более чем 30-летний опыт проведения занятий лечебной физкультурой с этой категорией студентов преподавателями курса спортивной медицины, врачебного контроля и лечебной физкультуры с целью улучшения лечебной помощи этим студентам в плане их физических наблюдений, а в дальнейшем поддержания уровня их физического состояния. Группы ЛУО формируются из студентов 1-2-3-го курсов РостГМУ по направлениям врача по спортивной медицине. Формы проведения занятий с этими студентами: 1 — групповые занятия, проводимые преподавателями курса врачебного контроля и ЛФК в учебные часы по физвоспитанию; 2 — ежедневные самостоятельные задания по индивидуальным занятиям в домашних условиях с ведением дневника самоконтроля. Занятия имеют свою специфику: подготовительная и заключительная части проводятся со всей группой, а основная часть включает специальную тренировку в зависимости от задач физической реабилитации. Общая тренировка проводится согласно назначенному двигательному режиму. В общую тренировку включаются элементы ППФП и ФП. Для комплексной оценки функционального состояния организма студентов, занимающихся лечебной физкультурой, определения их резервных возможностей, выявления особенностей адаптации кардиореспираторной системы к физическим нагрузкам определяем у каждого студента физическую работоспособность, уровень физического состояния и степень утомления. Этот этапный контроль проводится несколько раз в году у студентов СУО и включается в стартовый, промежуточный, итоговый и рубежный рейтинг-контроли. Двигательный режим определяется врачом строго в соответствии с нозологической формой заболевания, тяжестью и динамикой его клинического течения; адаптацией студента к физическим нагрузкам, его предварительной тренированностью. В целях физической реабилитации для больных студентов используются общепринятые двигательные режимы, применяемые в амбулаторно- поликлинических условиях: щадящий, щадяще-тренирующий, тренирующий. При динамических наблюдениях в течение 2-4 семестров оценивается: прирост физической работоспособности, в %, уменьшение степени утомления, повышение силовой и скоростной выносливости, прирост УФС в относительных единицах и осуществляется переход на более высокий уровень. Перевод в СУО возможен по истечению периода реконвалесценции заболевания, значительному улучшению функционального состояния и физической подготовленности. Структура заболеваемости студентов занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе (СМГ) в специальном (СУО) и лечебном (ЛУО) учебных отделениях проанализирована по медицинским справкам о состоянии здоровья, заболеваниях и травмах у студентов 1-2 курсов (363 человек) 2012-2013 учебного года, которые они предъявляли врачу по спортивной медицине и лечебной физкультуре для определения медицинской группы по физическому воспитанию. По результатам анализа выявлено следующие % соотношение по нозологиям у студентов СУО: болезни нервной системы — 30,81%, костно- мышечной системы — 21,23%, мочеполовой системы — 12,0%, пищеварительной системы — 10,18%, органов чувств — 9,59%, системы кровообращения — 6,98%, системы дыхания — 6,69%, эндокринной системы — 2,68%, системы крови и органов кроветворения — 0%. У студентов ЛУО % соотношение по нозологиям следующее: болезни нервной системы — 24,84%, костно-мышечной системы — 17,65%, мочеполовой системы — 9,8%, пищеварительной системы — 9,8%, органов чувств — 6,54%, системы кровообращения — 11,11%, системы дыхания — 11,11%, эндокринной системы -5,23%, системы крови и органов кроветворения — 2,61%. Также в ЛУО занимаются беременные — 1,31%. Количество студентов занимающихся физической культурой в СМГ РостГМУ составляет 27,7%. Ведущей патологией у студентов СУО и ЛУО является болезни нервной и костно-мышечной системы. Спортивно-оздоровительная и спортивно-массовая работа проводится совместно со спортивным клубом «Медик». В основу работы положены: проведение внутривузовских и межвузовских соревнований студентов, спартакиад, военно-патриотических фестивалей, соревнований, организуемых МЗ СССР и РФ. спортивно театрализованных вечеров и т.п. Одной из новаций надо считать планирование спортивной работы на Олимпийский цикл (4 года), нашедший выражение в Приказе ректора РостГМУ. Особое место в спортивной работе занимают соревнования спортивно- военно- патриотического характера: ежегодный итоговый спортивный вечер в День Победы, с приглашением лучших спортсменов, преподавателей и ветеранов. В стенах РостГМУ были воспитаны выдающиеся спортсмены-студенты: Гурвич Л.- заслуженный мастер спорта по стендовой стрельбе, чемпион мира, Европы. СССР; Озерова Е. — мастер спорта по легкой атлетике, чемпион СССР; Скибенко С. — мастер спорта международного класса по легкой атлетике, чемпион СССР; Дементьев В. — мастер спорта СССР по легкой атлетике; Васильева В. — чемпионка РСФСР по прыжкам в длину; Федорова Ю. — мастер спорта СССР по художественной гимнастике, призер чемпионата СССР и чемпионка РСФСР. Для фактора личностного развития используется в качестве критерия профессионального становления личности показатель корреляции группового представления студентов об идеале личности врача. Кафедра ФК, ЛФК и СМ может с гордостью говорить об эталонной модели врача на примере врачей, работающих или работавших раньше в Рост ГМУ и добившихся успехов как в профессиональной деятельности, так и на стезе спортивных достижений. Можно перечислить в качестве примера член- корреспондент АМН П.П. Коваленко (шахматы); проф. — микробиология А.И. Поляк (KMC — теннис настольный); проф. В.П. Терентьев (KMC — теннис настольный); проф. В.П. Омельченко (подводное плавание); проф. Ю.Г. Элланский (бадминтон); доц. врач-педагог В.Г. Беспалова (МС СССР — велоспорт); доц. С.П. Матуа (KMC — настольный теннис); доц. А.В. Евтушенко (KMC — теннис настольный); врач — хирург Т.В. Прохоров (заслуженный тренер РФ, МС СССР — лёгкая атлетика). С позиций интериоризационного анализа и нашей точки зрения (Харламов Е.В. 2009) наиболее оптимальной формой спортивно-массовой работы, является интеграционная, т.е. стирающая социальные, половые и возрастные различия в процессе участия человека в том или ином виде массовых соревнований. Интеграционные формы спортивно-массовой работы как наиболее демократичные формы социальных отношений в физической культуре в РостГМУ представлены в следующих видах: военно- патриотические фестивали; турниры Дней воинской славы России; открытые турниры-мемориалы памяти выдающихся личностей; международные и региональные турниры по наиболее доступным и массовым видам спорта. В интеграционных видах важным является не столь первенство личности, а дружеское соревнование и общение участников. Данная форма физкультурно-оздоровительной работы включена в программы Школ здоровья диабета, астмы и др. Ежегодно в университете проводится легкоатлетическая эстафета в честь Дня Победы. В 2003 году кафедра и СК «Медик» выступила инициатором и провела первый городской военно-патриотический фестиваль, посвященный Дню защитника Отечества, в котором приняли участие 15 вузов города и первую спартакиаду медицинских вузов ЮФО РФ. За время существования кафедры ФК, ЛФК и СМ подготовлено более 100 спортсменов массовых разрядов, более 300 перворазрядников. С 1958 по 1990 г.г. кафедра обеспечивала работу студенческого оздоровительно-спортивного лагеря института на Черноморском побережье (Лоо. Архипо-Осиповка, Вардане, Дагомыс), в которых отдохнуло около 800 студентов (ст. преподаватель Г.И. Семенов — мастер спорта по волейболу, неоднократный чемпион РСФСР). Спортивная медицина и ЛФК преподается для студентов 6-го курса на базе кафедры и реабилитационных центров города Ростова-на-Дону. Это направление ведет зав. кафедрой Е.В. Харламов,асс. Н.М. Попова. Постдипломная подготовка врачей по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина» организована на кафедре с 1993-94 уч. года. Создана программа, утвержденная ЦМК РГМУ (1996 г.), ряд учебно- методических материалов (тесты, ситуационные задачи, компьютерный вариант тестирования и т. п.). В 2002и2013г г. разработан пакет документов для лицензирования ординатуры по специальности «ЛФК и СМ» и аспирантуры по специальности «Восстановительная медицина», утвержденный МЗ РФ и МВО РФ. На базе кафедры с 2000 г. был открыт курс ФПК для повышения квалификации врачей и первичной профессиональной подготовки специалистов по специальности ЛФК и СМ. В этой работе принимает участие ГУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер Ростовской области» (в настоящее время «Центр восстановительной медицины и реабилитации Ростовской области №1»: главный врач, доктор мед.наук, засл.врач РФ С.В. Ходарев). С 2003г. этот курс включён для преподавания на кафедре ФПК врачей «Травматология и ортопедия, лечебная физкультура и спортивная медицина».

 

Сведения об учебно-методической деятельности за последние

5 лет

  1. Лечебная физкультура и врачебный контроль. Харламов Е.В., Орлова С.В., Попова Н.М., Готадзе И.И.. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для преподавателей. Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2014. – 129 с.
  2. Лечебная физкультура и врачебный контроль. Харламов Е.В., Орлова С.В., Попова Н.М., Готадзе И.И. Учебное  пособие к практическим занятиям для студентов. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост ГМУ, 2014.-190с.
  3. Рентгенодиагностика остеохондроза. Харламов Е.В., Бабаев М.В., Волков Г.П., Сикилинда В.Д. , Ерошенко О.Л. Учебное  пособие к практическим занятиям для студентов. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост ГМУ, 2014.-84с.
  4. Лечебная физкультура при заболеваниях мочеполовой системы. Харламов Е.В., Голубев Г.Ш., Сафонова Л.Ф. Учебно-методическое пособие.-Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2014.-41с.
  5. Лечебная физкультура при ревматоидном артрите. Харламов Е.В., Попова Н.М. Учебное пособие.-Рост н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015.-68с.
  6. Медицинское обеспечение и организационно-правовые аспекты занятий в специальной медицинской группе. Харламов Е.В., Попова Н.М., Рябцева О.А., Готадзе И.И., Калмыкова Е.М. Учебно-методическое пособие.-Рост н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015.-74с.
  7. Лечебная физкультура при миопии. Харламов Е.В., Сафонова Л.Ф., Голубев Г.Ш. Учебно-методическое пособие.  – Рост н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015.-56с.
  8. История и прикладные аспекты ЗОЖ. Харламов Е.В., Петрова Г.В. Методические рекомендации для студентов.-Ростов-на-Дону.-2015.-33с.
  9. 50 лет с ALMA MATER. Харламов Е.В., Склярова Е.К., Киселева О.Ф., Сидоренко Ю.А. Ростов-на-Дону: ГБОУ ВПО РостГМУ МЗ РФ, 2015 – 188с.
  10. Спортивная физиология. Харламов Е.В., Попова Н.М., Жучкова И.Н. Учебное пособияе.-ГБОУ ВПО РостГМУ Миндрава России.-Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2016.-120с.
  11. История и прикладные аспекты ЗОЖ. Харламов Е.В., Петрова Г.В. Учебно-методическое пособияе.-ГБОУ ВПО РостГМУ Миндрава России.-Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2016.-136с.
  12. Наследники духовных традиций медицины. Харламов Е.В. Склярова Е.К., Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Учебное пособие.-Ростов н/Д: изд. Мини Тайп, 2016.-188с.
  13. Реабилитация больных после эндопротезирования тазобедренного сустава. Харламов Е.В.Сафонова Л.Ф., Голубев Г.Ш., Орлова С.В. Методические рекомендации.-ФГБОУ ВО РостГМУ МЗ РФ.-Ростов н\Д: Изд-во РостГМУ, 2016.-51с.
  14. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания учащихся. Харламов Е.В., Попова Н.М. Методические рекомендации. ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России;кафедра физической культуры, ЛФК и спортивной медицины. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2016.
  15. Кредитно-модульная система оценки знаний по дисциплине «Физическая культура» на кафедре ФК, ЛФК и СМ РостГМУ: метод. рек. / сост.: Е.М. Калмыкова, под ред. Е.В. Харламова; ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, каф. физич. культуры, лечеб. физич. культуры и спортивной медицины. – 2-е изд. доп. —  Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2016. — 50  с.
  16. Физическая культура: план-конспекты/ сост: Е.М. Калмыкова, А.В. Менькова; под ред. Е.В. Харламова; ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, каф. физич. культуры, лечеб. физич. культуры и спортивной мед.- Росто н/Д: Изд-во Атланта, 2015. – 195 с.
  17. Лечебная физическая культура и массаж в профилактике и коррекции нарушений функционального состояния позвоночника. Харламов Е.В., Кублов А.А. Кублов Р.А. Учебно-методическое пособие. ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, каф. физкультуры, лечебной физкультуры и спортивной медицины. – Ростов н/Д: Изд-во Мини Тайп, 2017. – 112 с.
  18. План–конспекты по физической культуре для специального учебного отделения / сост.: Е.М. Калмыкова, под ред. Е.В. Харламова; ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, каф. физич. культуры, лечеб. физич. культуры и спортивной мед. — Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2016. — 60  с.
  19. Лечебная физическая культура и массаж в профилактике и коррекции нарушений функционального состояния позвоночника. Харламов Е.В., Кублов А.А. Кублов Р.А. Учебно-методическое пособие. ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, каф. физкультуры, лечебной физкультуры и спортивной медицины. – Ростов н/Д: Изд-во Мини Тайп, 2017. – 112 с
  1. Балльно-рейтинговая оценка знаний по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» на кафедре ФК, ЛФК и СМ РостГМУ: метод рек. / сост: Е.М. Калмыкова; под ред. Е.В. Харламова; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, каф. физ. культуры, лечебной физ. культуры и спортив. мед. – 3-е изд. доп. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2018. – 36 с.
  2. Физическая культура и спорт: сборник тестов / сост.: Е.В. Харламов, Е.М. Калмыкова, Г.В. Петрова; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, каф. физ. культуры, лечебной физ. культуры и спортив. мед. – Ростов н/Д: Изд-во Мини Тайп, 2018. – 124 с.

План работы кафедры во время дистанционного обучения

Лекция для 1 курса (История олимпийских игр)

Лекция для 2-3 курсов

 

Научное направление кафедры посвящено актуальной проблеме конституционального подхода к оценке состояния здоровья, уровня физического развития и физических качеств, а также функционального состояния студентов, занимающихся оздоровительной физкультурой и спортом.

Сотрудники кафедры работают над темой НИР «Конституциональная оценка физического состояния студентов-медиков». Проводится соматотипирование по методике Р.Н. Дорохова и В.Г. Петрухина ( 1989). Изучается уровень развития физических качеств: общая выносливость, сила, гибкость, быстрота по функциональным тестам; структура заболеваемости, генетическая предрасположенность и рентгенологические особенности при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ОДА); типовые особенности физической работоспособности и функционального состояния кардиореспираторной. По материалам исследований защищены три кандидатские и одна докторская диссертации. На основании полученных данных разработана и апробирована комплексная методика ранней оценки возможности заболевания позвоночного столба, которая может использоваться в спортивной медицине и в деятельности врача общей практики для предупреждения заболеваний ОДА. Разработан комплекс генетических маркеров у больных с заболеваниями ОДА и на их основе предложен коэффициент прогнозирования тяжести функций ОДА и получен патент РФ на изобретение «Способ оценки и прогнозирования тяжести » ( патент на изобретение № 2168173 от 27 мая 2001 г.). В 2012 году Е.В. Харламовым в соавторстве с А.А. Кубловым и Р.А. Кубловым получен патент на изобретение «Способ лечения остеохондроза». При изучении адаптивных возможностей студентов методом велоэргометрии по стандартизированному тесту PWC 170 выделены типовые показатели физической работоспособности и типы срочной реакции кардиогемодинамической адаптации. Отмечены морфологические признаки, оптимизирующие изучаемые показатели физической работоспособности. Полученные данные рекомендованы для коррекции нормативных требований по оценке общей выносливости.

Результаты научных исследований сотрудников кафедры внедряются в учебный процесс. С их участием ежегодно издаются учебные пособие и методические рекомендации. За последнее время издано — 8 учебных пособий с грифом УМО, одна монография и одна книга. Всего за 5 лет -34 работы. Сотрудники кафедры -участники научно-практических конференций различного уровня. Ими опубликовано 84 статьи, в том числе 7 в журналах рецензируемых ВАК. В настоящее время под руководством профессора Е.В. Харламова готовятся к защите три кандидатские диссертации.

В рамках научно-исследовательской работы на кафедре работает студенческий научный кружок, в работе которого участвуют учащиеся 1-6 курсов. На протяжении последних пяти лет на конференциях различного уровня было представлено 54 научных студенческих работы, 15 из которых отмечены грамотами и благодарственными письмами.

На кафедре сложилась школа научно-педагогического содружества с кафедрой нормальной анатомии и гигиены РостГМУ, кафедрой анатомии и биомеханики Смоленской государственной медицинской академии, кафедрой медико-педагогических дисциплин педагогического института ЮФУ.

15.03.2021

Объявления для студентов



Настройки
для слабовидящих